УльЗиС-НАТИ-253
|
|
gruzovikklub | Дата: Понедельник, 21.05.2018, 08:51 | Сообщение # 1 |
А кому легко!?
Группа: Администраторы
Сообщений: 2370
Статус: Оффлайн
| УльЗиС-НАТИ-253
В 1944 году появилась возможность вернуться к заключенному еще до войны соглашению с американской фирмой General Motors. В соответствии с ним наша страна приобретала оборудование, технологию и техническую документацию на производство трех-, четырех- и шестицилиндровых дизелей. В Ульяновске под руководством главного конструктора «УльЗиСа» Б.Л. Шапошника к 1 мая 1944 года под 83-сильный трехцилиндровый дизель был спроектирован и построен опытный образец грузового автомобиля ЗиС 253. Этот грузовик задумывался как унифицированный с перспективной московской грузовой моделью ЗиС 150, поскольку УАЗ вырос из эвакуированных на Волгу цехов ЗиСа. После того как специалисты НАМИ создали для новой машины более совершенный вариант кабины, капота и крыльев, автомобиль получил марку УльЗиС-НАМИ 253 и в таком оформлении экспонировался в 1945 году на автомобильной выставке в московском парке «Сокольники». Изготовлено 2 образца.
Михаил Суслов, ЗиЛ 157, ГАЗ 33081 Санкт-Петербург.
|
|
| |
gruzovikklub | Дата: Понедельник, 21.05.2018, 09:00 | Сообщение # 2 |
А кому легко!?
Группа: Администраторы
Сообщений: 2370
Статус: Оффлайн
| 3 февраля 1943 года в Народном Комиссариате Среднего Машиностроения открылось совещание конструкторов автомобильных заводов и предприятий-смежников. В ходе совещания были намечены пути развития автомобильной промышленности, определены основные характеристики послевоенной автомобильной техники и база для её производства. В том же году, согласно Приказа Наркомата среднего машиностроения № 282 от 25 июня 1943 года, Ульяновский завод совместно с НАТИ приступил к работе по созданию дизельного грузового автомобиля грузоподъемностью 4 тонны колесной формулы 4х2. Со стороны УльЗИСа работы возглавлял Главный конструктор автозавода Б.Л. Шапошник, а со стороны НАТИ – Главный конструктор автомобильного отдела института А.А. Душкевич. Следует отметить, что, ввиду отсутствия должного количества подготовленных инженерно-конструкторских кадров на УльЗИСе, основная часть работы легла на плечи сотрудников НАТИ. В отличие от отечественных автомобилей того времени, компоновка проектируемого грузовика предполагала существенный сдвиг кабины и двигателя вперед относительно передней оси, что позволяло увеличить площадь грузовой платформы. Однако такое решение имело и негативный аспект – развесовка по осям не была оптимальной. При полной загрузке на неведущую переднюю ось приходилось 2650 кг или 32% массы грузовика, а на заднюю – 5650 кг (68%). У порожнего грузовика соотношение изменялось следующим образом: 51,2% от общей массы на передний мост и 48,8% на задний. В итоге, в ряде случаев автомобилю не хватало сцепного веса на ведущей оси, чтобы проехать по раскисшим грунтовым дорогам, которых после войны все еще было большинство в стране. В качестве силового агрегата был выбран двухтактный 3-цилиндровый дизель рабочим объемом 3490 см3 и степенью сжатия 16 единиц, представлявший собой урезанный вариант 4-цилиндрового американского двигателя GMC-4-71. Производство таких четырехцилиндровых дизелей с незначительными изменениями было вскоре освоено в Ярославле под маркой ЯАЗ-204 и представлялось весьма разумным решением максимально унифицировать будущий дизель для среднего грузовика с базовой четырехцилиндровой версией для моделей большей грузоподъемности. С самого начала автомобиль являлся самостоятельной разработкой советских конструкторов и не был прямым аналогом какого-либо грузовика иностранного производства. Вместе с тем, не обошлось и без небольших заимствований, поскольку для создания опытной конструкции и оценки её ходовых качеств проще было взять иностранные аналоги отдельных узлов, нежели разрабатывать самостоятельно. Опытный образец УльЗИС-НАТИ-253, собранный в июне 1944 года, имел доработанный двигатель GMC, также импортными были пневматические тормоза, сцепление, рулевой механизм, амортизаторы, шины. Кабина автомобиля имела в основе кабину американского «Студебеккера», которая была расширена до трехместной, получила новое основание и переднюю стенку, а также немного укороченные двери. В то же время коробка передач, рама, задний и передний мосты, рессоры и оперение были изготовлены самостоятельно на заводе опытных конструкций (ЗОК) НАТИ. С 30 июня 1944 были начаты дорожные испытания УльЗИС-НАТИ-253, которые показали удовлетворительные ходовые качества автомобиля и эргономику рабочего места водителя. В ходе зимних испытаний 1944-1945 годов было выявлено, что по проходимости, из-за значительно большего веса и особенностей его распределения по осям, УльЗИС-НАТИ уступал ЗИС-5, хотя в итоге достигнутые показатели все же были признаны удовлетворительными.
Отдельного описания заслуживает постоянно изменявшаяся внешность грузовика. Первоначально московский автомобиль получил своеобразную внешность, навевающую ассоциации с носорогом, благодаря характерной формы капоту и установленной на нем эмблеме. Именно этот автомобиль, созданный по эскизам Ю.А. Долматовского, и проходил все первоначальные ходовые испытания, вкратце описанные выше. Но к 1945 году экстерьер капота и оперения был радикально «приглажен» все тем же Ю.А. Долматовским, в результате чего машина стала выглядеть гораздо изысканнее и внешне напоминала готовившийся тогда же к выпуску ЗИС-150 – именно эта версия получила наибольшую известность, поскольку именно этот УльЗИС-НАМИ-253 экспонировался на автомобильной выставке в Сокольниках в 1945 году и, как следствие, попал во все репортажи. Параллельно с москвичами, свои работы по созданию грузовика нового поколения проводили и в Ульяновске. Первый опытный образец дизельного грузовика был готов к 1 мая 1944 года. По всей видимости, этот вариант представлял собой ходовой макет, предназначенный для отработки конструктивных решений и построенный на базе одного из эвакуированных из Москвы полноприводных ЗИС-32 – автомобиль получил трехцилиндровый дизель, оригинальные капот и облицовку радиатора, а цельнометаллическая кабина была заимствована от одного из импортных грузовиков. В ноябре 1944 года в Ульяновске был собран второй образец УльЗИС-253, уже куда более похожий на своего московского собрата – полукруглая решетка радиатора имела центральную вертикальную стойку и расходившиеся от нее в стороны горизонтальные планки (что делало ее экстерьер очень похожим на будущий серийный ЗИС-150), полукруглые крылья имели предельно технологичную для штамповки форму, фары головного света были установлены на кронштейнах, колеса имели восемь отверстий под шпильки и шины размером 9,00-20 с развитыми грунтозацепами «елочкой» (типа «вездеход»). Капот, в отличие от конструкции НАТИ, был выполнен не аллигаторного типа, а открывавшимся по бокам. Автомобиль получил 83-сильный дизельный двигатель, топливный бак на 125 л (один из образцов – на 150) и 12-вольтовое электрооборудование. Как и московский вариант, «253-й» комплектовали воздушным насосом (от двигателя) для накачивания шин. Оба ульяновских варианта приняли участие в испытательном пробеге «Ульяновск–Москва–Ульяновск» в 1945 году.
Михаил Суслов, ЗиЛ 157, ГАЗ 33081 Санкт-Петербург.
|
|
| |
gruzovikklub | Дата: Понедельник, 21.05.2018, 09:01 | Сообщение # 3 |
А кому легко!?
Группа: Администраторы
Сообщений: 2370
Статус: Оффлайн
| 5 августа 1943 года на ульяновском заводе прошла первая заводская техническая конференция, на которой также обсуждался и проект строительства новой заводской площадки, для простоты поименованной «Новый объект». Строить новую площадку, предназначавшуюся для производства создаваемой 253-ей модели, наметили за рекой Свиягой. Однако на конвейер данный автомобиль так и не встал – слабая производственная оснащенность цехов сдерживала выпуск деталей. Особенно сказывалось отсутствие моторного производства. В конечном итоге в конце 1944 года было принято решение о нецелесообразности разворачивания отдельных мощностей по производству дизельных двигателей в Ульяновске, вследствие чего распоряжением Наркомата автомобильной промышленности вся технологическая документация на двигатели была направлена на Ярославский автомобильный завод. Туда же отбыла и часть конструкторов и технологов, принимавших участие в разработке новой машины. Одновременно все работы по подготовке к производству этого автомобиля были переданы на строящийся Новосибирский автомобильный завод (НАЗ), планируемый объем производства которого составлял 100 тыс. грузовиков в год, а Ульяновский автомобильный завод был обязан принять конструкторскую документацию от Горьковского автозавода на производство автомобилей ГАЗ-ММ. Однако, и в Новосибирске не был начат серийный выпуск этих грузовиков. Изначально под НАЗ была передана так называемая 335-ая площадка – территория так и не построенного авиазавода. Директором НАЗа был назначен первый директор УльЗИСа П.И. Шварцбург, Главным инженером – Главный технолог УльЗИСа В.М. Мишандин, а Главным конструктором – Главный конструктор УльЗИСа Б.Л. Шапошник. В 1946 году было начато оборудование первых пяти цехов. В 1947 году к этим пяти цехам (которые были подготовлены к сборке самосвалов ГАЗ-93) добавилось экспериментальное производство, где конструкторы НАЗа занимались доводкой имевшихся опытных двигателей и автомобилей. Несмотря на имеющуюся в распоряжении НАЗа конструкцию УльЗИС-253, один из ее создателей – Б.Л. Шапошник – был против ее серийного выпуска: «НАЗ-253, ранее УльЗИС-253 - 4-тонная двухосная машина класса ЗИС-150. По экономичности особых преимуществ перед ЗИС-150 не имеет. По условиям эксплуатации (бездорожье) для Сибири не подходит - низкая проходимость. Считаем целесообразным разработку трехосной машины с грузоподъемностью не ниже 5-6 тонн. Главный конструктор НАЗа Шапошник.» (из записки на имя Заместителя министра автомобильной промышленности В.Ф. Гарбузова, составленной в мае 1946 года – наркоматы к этому времени уже были преобразованы в министерства). Как ни странно, но Москва дала добро на создание нового автомобиля и нового двигателя. А затем, совершенно неожиданно, 26 сентября 1948 года Советом Министров СССР было принято решение о ликвидации Новосибирского автомобильного завода. Экспериментальное производство, конструкторский отдел и наработки по дизельным двигателям были переданы на Минский автомобильный завод, специалисты распределены по автозаводам - Минск, Ульяновск, Миасс. Рабочие НАЗа переданы новому хозяину 335-й площадки – новообразованному Новосибирскому заводу химконцентратов.
Михаил Суслов, ЗиЛ 157, ГАЗ 33081 Санкт-Петербург.
|
|
| |
gruzovikklub | Дата: Понедельник, 21.05.2018, 09:05 | Сообщение # 4 |
А кому легко!?
Группа: Администраторы
Сообщений: 2370
Статус: Оффлайн
| Согласно заводских документов, ЗИС-253 конструктивно выделялся следующими элементами: двигатель – двухтактный дизель (83 л. с. при 2000 об/мин), бескомпрессорный, с прямоточной воздушной продувкой (продувочным насосом ротативного типа «Рут») и непосредственным впрыском топлива; пятая ускоряющая передача в трансмиссии с передаточным числом 0,81; однодисковое (как вариант - двухдисковое) сухое сцепление; открытый карданный вал на игольчатых подшипниках; двойная главная передача в виде пары конических шестерен со спиральным зубом и пары цилиндрических с шевронным; конический дифференциал с четырьмя сателлитами; рулевой механизм типа «червяк и тройной ролик» («червяк и кривошип с роликом») с передаточным отношением 24:1; пневматический привод тормозов колодочного типа на все колеса; штампованная рама швеллерообразного типа; трубчатый радиатор.
Михаил Суслов, ЗиЛ 157, ГАЗ 33081 Санкт-Петербург.
|
|
| |
gruzovikklub | Дата: Понедельник, 21.05.2018, 09:08 | Сообщение # 5 |
А кому легко!?
Группа: Администраторы
Сообщений: 2370
Статус: Оффлайн
| Вот что писала по этому поводу в ноябре «Ульяновская правда»: В мае текущего года коллектив автозавода выпустил первый опытный образец новой продукции, получивший высокую оценку наркомата. Но и в этом образце было еще много недостатков, и конструкторы завода, руководимые главным конструктором т. Шапошником и начальником экспериментального отдела т. Житковым, затратили немало сил и энергии, чтобы проектирование второго опытного образца было более совершенным. Только вот до сих пор не вполне ясно, что же это был за первый образец «с недостатками»? Некоторые авторитетные исследователи, в частности, известный отечественный автомобильный историк Е. И. Прочко, считают, что здесь под обтекаемым выражением «много недостатков» закамуфлирован тот факт, что по сути первый заводской образец вовсе не являлся моделью «253». Дело в том, что у завода в то время просто не было возможностей создать оригинальный образец, и появилась она не ранее осени, да и то на доставленных из НАТИ узлах и агрегатах. А в мае 1944-го в Ульяновске изготовили лишь ходовой макет с 3-х цилиндровым дизельным двигателем на базе полноприводного ЗИС-32.Вот еще одна цитата из «Ульяновской правды», подтверждающая это: Несмотря на многие недоработки, особенно в кузовных конструкциях, это была первая в полном смысле своя машина. Под «кузовными недоработками» в данном случае подразумевалось довоенное московское шасси ЗИС-32 (4х4) с установленным на нем импортным дизелем, оригинальным удлиненным капотом и обтекаемой импортной цельнометаллической кабиной. Почему за основу взяли именно ЗИС-32? Дело в том, что завод, напомним, собирал в то время упрощенные ЗИС-5, но установить более мощный дизель на обычную «трехтонку» не решились – нагрузка на задний мост была бы почти критической, а раздача крутящего момента на два моста уже позволяла эксплуатировать машину в более-менее штатном режиме. К тому же на УльЗИСе в то время было несколько ходовых экземпляров ЗИС-32, эвакуированных в 1941 году из Москвы вместе с МосЗИСом, один из них и послужил основой для ходового макета ульяновского дизельного грузовика. Этот образец (условно УльЗИС-32Д) действительно был построен, и даже затем вместе с полноценным УльЗИС-253 принимал участие в испытательном пробеге «Ульяновск - Москва - Ульяновск» в 1945 году.
Заводской экземпляр УльЗИС-253 (справа) вместе с экспериментальным дизельным УльЗИС-32 (более ранним ходовым макетом) в автопробеге «Москва - Ульяновск», 1945 год.Но называть его первым опытным образцом «253-го» (как это сделано в целом ряде публикаций) неправильно, уж очень разные это были машины.В ноябре 1944 года был собран уже второй образец – на сей раз, бесспорно, уже полноценный УльЗИС-253. Ульяновский грузовик, хотя и отличался от образца НАТИ, тоже получился интересным и самобытным.
Коллектив создателей ульяновского ЗИС-253 у обновленной машины, побывавшей в НАМИ. Ульяновск, 1944 - 1945 годы.Полукруглая в плане облицовка радиатора состояла из среднего вертикального и расходившихся от него в стороны горизонтальных брусьев. Если это и делало «253-й» слегка похожим на второй прототип ЗИС-150, то кабина и компоновка были ближе к «газовским». Крылья же, строго полукруглые в профиль, вообще имели наиболее простую и технологичную форму. Фары типа 50-00 располагались между бампером и крыльями на кронштейнах. Изначально на машине были применены двухоконные дисковые колеса с восемью отверстиями под шпильки (такими же, кстати, комплектовались поздние прототипы ЗИС-15 и первые прототипы ЗИС-150) и шины размером 9,00-20 с грунтозацепами «елочкой» (типа «вездеход»).
Несколько измененный «253-й» с новыми капотными боковинами и иными 8-оконными колесными дисками. Москва, НАМИ, 1945 го.
Два снимка «ульяновца» на территории НАТИ - этот и предыдущий - вошли в изданный тогда же небольшим количеством фотоальбом отечественных автомобильных новинок первой послевоенной поры.Оба ульяновских экземпляра зимой 1945 года благополучно совершили пробег в Москву, где ЗИС-253 был осмотрен специалистами НАМИ, его фотографии попали в прессу, казалось – уже через год-другой с конвейера в Ульяновске начнут сходить и серийные УльЗИСы… Но нет! Судьба уготовила машине первый удар: «наверху» было приято решение об освоении Ульяновским автозаводом производства горьковского грузовика ГАЗ-ММ. Таким образом, завод УльЗИС становился УАЗом и совершал полную переориентацию с «зисовской» на «газовскую» (случай, пожалуй, единственный в советском автопроме). Стране надо было срочно восстанавливать разрушенное войной хозяйство, и скорейшее возобновление выпуска проверенной довоенной «полуторки» представлялось более нужным, чем доводка машины с довольно сложным в освоении и капризным на первых порах дизелем. И все же, надежда на производство перспективного дизельного ЗИС-253 пока что не иссякла. Эту модель решено было запускать в серию в далекой Сибири. и далее http://parm.mybb.ru/viewtopic.php?id=600
Михаил Суслов, ЗиЛ 157, ГАЗ 33081 Санкт-Петербург.
|
|
| |