Клуб любителей Грузовиков Советской Эпохи.

Газ 63ЗиЛ 157    Заходите, общайтесь, добавляйте материалы!        Газ 51

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Грузовики СССР. » Другие грузовики. » История марки ЯАЗ (Ярославский автомобильный завод.)
История марки ЯАЗ
gruzovikklubДата: Четверг, 05.04.2018, 12:23 | Сообщение # 1
А кому легко!?
Группа: Администраторы
Сообщений: 2370
Статус: Оффлайн
История Ярославского автомобильного завода начинается с 1915 года, когда промышленник В.А. Лебедев, бывший велосипедист, один из первых русских авиаторов взялся за строительство автомобильного завода в Ярославле, где предполагалось выпускать 1,5-тонные грузовики «Лебедь» по образцу английских автомобилей «Кроссли» (Crossley). Советской власти достались недостроенные корпуса и наполовину пустые цеха. Вскоре там наладили ремонт американских грузовиков «Уайт» (White), а летом 1918 г. предприятие было национализировано и переименовано в 1-й Государственный авторемонтный завод(ГАРЗ).



Тем временем Московский автомобильный завод АМО в конце 1924 г. начал собирать первые советские грузовики АМО-Ф-15. Осенью того же года там создали проект 3-х тонного автомобиля, который представлял собой модернизированный «Уайт». На его основе в Ярославле под руководством главного конструктора В.В. Данилова скомпоновали грузовик, составленный из агрегатов, выпускавшихся на месте, в Москве и других городах. Так 7 ноября 1925 г. появился Я-3 — второй советский грузовик и первый отечественный тяжелый автомобиль, способный перевозить 3 тонны груза. На нем использовались рядный 4-х цилиндровый двигатель (3684 см3, 30 л.с.) и 4-х ступенчатая коробка передач от модернизированного грузовика «Уайт-АМО».



Прочную раму из стальных швеллеров, ведущий задний мост, рулевое управление и тормоза в кооперации с другими предприятиями изготовляли в Ярославле впервые в отечественной практике для компенсации недостаточной мощности мотора главную передачу сделали двойной с цилиндрической и конической парами шестерен. Машина развивала скорость 30 км/ч, могла преодолевать крутые подъемы и глубокую грязь, но получилась очень тяжелой — ее снаряженная масса достигала 4,5 тонны.



Другими особенностями Я-3 стали две толкающие штанги заднего моста, левостороннее расположение руля, ацетиленовые фары и пневматические шины. При скромных возможностях тех лет кабину сделали из лакированного дуба, а сиденья обили натуральной кожей. Колесная база в 4200 мм. сохранилась на всех ярославских грузовиках довоенного периода. На шасси Я-3 строили пожарные машины и устанавливали автобусные кузова. Всего изготовили 160 автомобилей этой марки. С началом производства грузовиков предприятие переименовали в Ярославский государственный автомобильный завод

(ЯГАЗ).

Закупка иностранных моторов и трансмиссий дала жизнь новым моделям грузовиков. В 1928 г. появился 4-х тонный Я-4 с двигателем «Мерседес-Бенц» (Mercedes-Benz) мощностью 70 л.с., позволявшим автомобилю полной массой 8,7 т. развивать скорость 45 км/ч.. Впервые в механическом приводе тормозов был применен вакуумный усилитель. С 1929 г. началось производство 5-ти тонного грузовика Я-5 с американским 6-ти цилиндровым 7-ми литровым мотором «Геркулес YXC» (Hercules) мощностью 93 л.с.. Он весил 4750 кг. и развивал скорость 50 км/ч..



Впервые на нем появился дисковый стояночный тормоз в трансмиссии. На его базе в 1933 г. построили один из первых отечественных седельных тягачей Я-12Д. На удлиненном шасси Я-5 с базой 4780 мм. выпускались автобусы Я-6. Всего машин моделей Я-4 и Я-5 сделали 2410 штук. Автомобиль Я-5 стал своеобразной передвижной базой для создания ряда серийных и опытных машин. В ноябре 1933 г. на заводе собрали один из первых советских дизельных двигателей — 6-ти цилиндровый «Коджу» (9960см3, 87 л.с.).



Это название было составлено из начальных букв неофициального имени Сталина — Коба Джугашвили. Мотор был спроектирован в одном из особых конструкторских бюро (ОКБ), созданных при ОГПУ НКВД, которые позже окрестили «шарашками». Дизель установили на шасси Я-5 и в 1934 г. испытали во время международного пробега. В конце 1931 г. завод освоил производство первого советского серийного 3-х осного 8-ми тонного автомобиля ЯГ-10 (6×4) с 93-х сильным мотором «Геркулес», дополнительной 2-х ступенчатой коробкой (демультипликатором) в трансмиссии и подвеской обоих задних мостов на двух
парах продольных рессор.



В 1932-34 гг. он стал базой первых советских 3-х осных автобусов ЯА-1 и ЯА-2 на 80-100 пассажиров. В ноябре 1932 г. на ЯГАЗе был создан единственный экземпляр 12-ти тонного автомобиля ЯГ-12 — первого отечественного грузовика с колесной формулой 8×8. К этому времени такую машину успела сделать только английская фирма «Гай» (Guy). ЯГ-12 оборудовали 120-ти сильным двигателем «Континентал» (Continental), 8-ми ступенчатой коробкой «Браун-Лайп» (Brown-Lipe), задней подвеской от ЯГ-10 и передней облегченной типа «Де Дион» (De Dion), сдвоенными карданными шарнирами в приводе управляемых колес и лебедкой.



Трансмиссия состояла из 9-ти карданных валов и 18-ти универсальных шарниров, включала 30 шариковых и 12 роликовых подшипников. Автомобиль имел снаряженную массу 20 т. и мог двигаться по шоссе со скоростью 45 км/ч.. Прекращение поставок американских агрегатов заставило вновь обратиться к отечественным ресурсам. В 1932 г. на основе Я-5 была создана модель ЯГ-3 с 6-ти цилиндровым двигателем АМО-3 в 60 л.с. С января 1934 г. предприятие, переименованное в Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ), начало производство «пятитонки» ЯГ-4, получившей 6-ти цилиндровый двигатель мощностью 73 л.с. и 4-х ступенчатую коробку передач от грузовика ЗИС-5.



Автомобиль оказался весьма удачным и неоднократно модернизировался. В 1936 и 1940 гг. его вариантами стали модели ЯГ-6 и ЯГ-6А, в 1934 г. был создан экспортный вариант ЯГ-5, а с января 1935 г. выпускался первый советский самосвал ЯС-1 грузоподъемностью 4 т. с гидравлическим механизмом опрокидывания 5-ти кубового деревянного кузова. С 1936 г. подобный самосвал ЯС-3 выпускался на шасси ЯГ-6. Самосвалы оснащались прочными рамами из прокатного швеллера высотой 160 мм. и шириной 65 мм., тормозами на задних колесах, главной передачей с прямозубыми шестернями, издававшими сильный гул.



Михаил Суслов, ЗиЛ 157, ГАЗ 33081 Санкт-Петербург.

 
gruzovikklubДата: Четверг, 05.04.2018, 12:32 | Сообщение # 2
А кому легко!?
Группа: Администраторы
Сообщений: 2370
Статус: Оффлайн
Для управления тяжелыми машинами диаметр рулевого колеса увеличили до 522 мм., но несмотря на вакуумный усилитель привода тормозов, работать на них могли только очень сильные люди. В начале 30-х гг. в Ярославле и в московском Научном автотракторном институте (НАТИ) начались работы по созданию новых грузовиков. В 1931 г. появились 6-ти тонные машины Я-7 и Я-8 с колесной базой 4250 и 4750 мм., американским 6-ти цилиндровым 7-ми литровым 102-х сильным мотором «Континентал» и 8-ми ступенчатой трансмиссией НАТИ. С 1936 г. ЯАЗ изготовлял 34-х местный троллейбус ЯТБ-1, позднее переделанный в грузовой вариант.
Одним из важнейших достижений ЯАЗа конца 30-х гг. считается 3-х осный 2-этажный троллейбус ЯТБ-3 высотой 4,8 м., перевозивший 100 человек. Несмотря на обширную программу, объемы производства обычных грузовиков на ЯАЗе совершенно не соответствовали потребностям: в 1937 г. завод изготовил 2730 шт., в 1938 г. — 2377 машин. В марте 1940 г. было принято решение о его реконструкции с целью достижения годовой мощности 10 тысяч машин. В 1938 г. был создан опытный 5-ти тонный грузовик ЯГ-7, который предполагалось запустить в производство после реконструкции завода в 1942 г.



На нем использовались двигатель ЗИС-5 мощностью 82 л.с., новая главная передача, рессорная подвеска с резиновыми опорами и пневматический привод тормозов. Машина получила современный внешний вид с цельнометаллическими обтекаемыми кабиной и капотом. На ее базе изготовили самосвал ЯС-4. Впоследствии предполагалось выпускать также 7-ми тонный ЯГ-8 с дизельным двигателем Уфимского завода мощностью 110-120 л.с. Затянувшаяся перестройка ЯАЗа заставила продолжить выпуск устаревшей модели ЯГ-6А до начала 1943 г.



В военное время ЯАЗ изготовлял гусеничные артиллерийские тягачи Я-12 с американским 4-х цилиндровым 2-х тактным дизелем «Джи-Эм-Си 4-71» (GMC) в 110 л.с. и Я-13Ф с 95-ти сильным мотором от ЗИС-5. В разгар войны было принято решение о налаживании в Ярославле производства семейства дизельных моторов, идентичных лучшим мировым образцам. В ноябре 1944 г. во вновь сооруженных цехах приступили к монтажу закупленного в США оборудования для выпуска 2-х тактных дизелей «Джи-Эм-Си» серии «71» с непосредственным впрыском, объемным продувочным насосом с двумя спиральными роторами и уравновешивающим валом. Мотор, запущенный в производство в 1947 г., получил индекс ЯАЗ-204.



Начинавшаяся холодная воина поставила точку на советско-американском сотрудничестве. Одновременно началось изготовление нового 7-ми тонного грузовика ЯАЗ-200, ставшего первым отечественным серийным дизельным автомобилем. На заливной горловине его радиатора установили известную в свое время эмблему в виде объемного хромированного ярославского медведя. Машину оборудовали 4-х цилиндровым мотором ЯАЗ-204 (4650 см3, 110 л.с.), 5-ти ступенчатой коробкой с синхронизаторами на четырех высших передачах, тормозами с пневматическим приводом, подвеской с передними рычажными гидроамортизаторами и резиновыми опорами рессор, дисковыми колесами, дерево-металлической кабиной с регулируемым сиденьем водителя.



Впервые в советской практике на панели приборов появился тахометр. База автомобиля составляла 4520 мм.. Он развивал скорость 50 км/ч и имел расход топлива 38 л. на 100 км. На его основе была построена партия самосвалов ЯАЗ-205 с колесной базой 3800 мм., производство которых было передано на новый Минский автозавод (МАЗ), где он выпускался как МАЗ-205. Затем туда перевели также выпуск бортовых машин ЯАЗ-200, получивших обозначение МАЗ-200.



С конца 40-х гг. Ярославский автозавод сконцентрировал свои усилия на внедрении гаммы самых крупных и тяжелых в то время в СССР 3-х осных дорожных автомобилей ЯАЗ-210 (6×4), опытные образцы которых были созданы в апреле 1948 г. Их прообразами стали мощные американские тягачи фирмы «Даймонд Т» (Diamond T) серии «980/981» военного периода. С1950 г. для серии ЯАЗ-210 удалось наладить выпуск нового 6-ти цилиндрового 2-х тактного дизеля ЯАЗ-206 (6970 см3, 165 л.с.), аналогичного американскому мотору «Джи-Эм-Си 6-71».



Серийное производство новой гаммы машин началось в 1951 г. Базовый 12-ти тонный грузовик ЯАЗ-210 с цельнометаллической кабиной по общей конструкции не отличался от предшественника ЯАЗ-200, но дополнительно оснащался 2-х ступенчатой раздаточной коробкой, карданными приводами обоих задних мостов с двойными главными передачами и межосевым дифференциалом с механической блокировкой. Автомобиль развивал максимальную скорость 55 км/ч и расходовал 60-80 л. топлива на 100 км.



С 1951 г. на базе ЯАЗ-210 выпускались вариант ЯАЗ-210А с механической лебедкой и высоким решетчатым кузовом и 10-ти тонный самосвал ЯАЗ-210Е с опрокидывающимся назад кузовом емкостью 8 м3. Седельный тягач ЯАЗ-210Д был рассчитан на работу в составе автопоезда полной массой до 50 тонн. Балластный тягач ЯАЗ-210Г снабжался цельнометаллической платформой, в которую загружали до 8 тонн балласта для повышения его тягово-сцепных качеств. Это позволяло буксировать прицепы полной массой до 40 тонн со скоростью 45 км/ч.



При этом расход топлива составлял 140 л. на 100 км. Последним вариантом 210-й серии в 1957 г. стал 10-ти тонный самосвал ЯАЗ-218 с 2-х сторонней разгрузкой. Наиболее известным представителем 210-й серии в 1956 г. стал 7-ми тонный полноприводный грузовик ЯАЗ-214 (6×6), предназначенный в основном для армии. На нем впервые появился 6-ти цилиндровый дизель ЯАЗ-206Б мощностью 205 л.с. Автомобиль имел отключаемый привод передних колес, пневматический усилитель рулевого механизма, металлическую платформу, лебедку, односкатные колеса. Он весил 12,3 т., мог буксировать прицепы массой 15 т. и развивал скорость 55 км/ч.



В 1958 г. Ярославский завод разработал новое семейство тяжелых машин. Базовой стала бортовая модель ЯАЗ-219 грузоподъемностью 12 т. с улучшенной формой кабины, крыльев и плоской облицовкой радиатора, оснащенная 180-ти сильным дизелем ЯАЗ-206А с двумя предпусковыми подогревателями. Внутри расширенной на 335 мм. кабины был установлен отопитель и обогреватель лобового стекла. В новую серию входили также седельный тягач ЯАЗ-221 и самосвал ЯАЗ-222.



Производство этого семейства в Ярославле просуществовало очень недолго. В течение 1959 г. его начали постепенно сворачивать и к концу года полностью перенесли на новый Кременчугский автомобильный завод (КрАЗ). ЯАЗ был переименован в Ярославский моторный завод (ЯМЗ) и стал выпускать многоцилиндровые 4-х тактные дизельные двигатели и коробки передач для тяжелых автомобилей, превратившись в крупнейшее российское предприятие такого профиля.


Михаил Суслов, ЗиЛ 157, ГАЗ 33081 Санкт-Петербург.

 
Форум » Грузовики СССР. » Другие грузовики. » История марки ЯАЗ (Ярославский автомобильный завод.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz