"ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ, НО НЕ ПРОДАЁТСЯ" Настоящий раритетный уникум найден хабаровским реставратором автомобильной старины Андреем Юречко.
Я сказал, "Горбатый"
ГАЗ-М-415- пикап 1937 года выпуска, созданый на базе знаменитой "Эмки", увы, в большую серию не пошёл. А когда началась война, советская автомобильная промышленность и вовсе в считаные дни была периорментирована на выпуск сугубо военной техники.
Даже в романтические 60-е, когда начинал свою деятельность известный московский клуб САМС, ставший неким корпоративным коллекционером ретромашин, ГАЗ-М-415считался довольно удачной находкой в среде любителей исторических автомобилей. А про сегодняшнее время и говорить не приходится.
- Состояние пикапа удовлетворительное, - рассказывает Андрей Юречко, - но самое главное - все агрегаты и узлы в нём родные, а это заметно облегчит реставрацию. Он у меня не один на очереди. В планах значатся сама "Эмка", "Победа" кабриолет, "Москвич-422" - фургон с древо-металлическим кузовом. А сейчас паралельно с реставрацией "Москвича-432" восстанавливаю "Победу" второй серии. Машина практичеки готова. Осталось завершить незначительные работы в салоне, отполировать кузов. Сами понимаете, любая машина, а уж тем более "Победа", должна сиять. Есть ещё ЗАЗ-965, прозваный в народе "Горбатым", который тоже должен быть восстановлен в стопроцентном соответствии с оригиналом.
- К сожалению, моё финансовое положение и полощади нашего небольшого музея не позволяют приютить все бесхозные или искалеченые временем и людьми раритеты, сетует Юречко.
Спасение "Волги"
Сложно не согласится с Андреем Николаевичем. Лучшие образцы советского автопрома, увы, уходят в небытие. Сколько уникальных машин в нашем городе и крае до сих пор ржавеет, сколько их брошеных в деревнях, в ГСК, во дворах? Этого точно не может сказать никто.
Андрей Юречко, когда появляется свободное время, а это бывает крайне редко, заправляет бак своего старенького "Спинтёра" и отправляется на поиски автомобильной истории. Много достойных экземпляров встречается на пути этого хабаровского энтузиаста, но, к сожалению, далеко не всегда сия техника подлежит восстановлению. Годы берут своё.
- Хотя, к примеру, с "Волгой" мне повезло, - продолжает свой рассказ реставратор. - Еду как-то и вижу: везут на эвакуаторе красавицу ГАЗ-21Р. Номера отсутсвуют. Душой чувствую, машину явно переправляют на пункт приёмки вторчермета. Перекрестившись иду на обгон и жестами прошу водителя эвакуатора свернуть на обочину. В итоге, выяснилось, что я не ошибся. "Волгу" действительно везли на утилизацию. Кое-как уговорил ребят отвезти машину ко мне на Красную Речку. Автомобиль оказался в неплохом состоянии и завёлся с полуоборота - вспоминает Андрей Николаевич.
Так что со временем этот раритет, пройдя полный процесс восстановления пополнит небольшой ретро-парк, который в Интернете уже несколько лет энтузиасты окрестили "Дальневосточным автомузеем".
Приехали бы и посмотрели
- "Инвалидку" хочу перевезти в ближайшее время, СЗА. Такую, как в фильме "Операция "Ы". Её ещё "Моргуновкой" называют, - улыбается Андрей Николаевич. - Планы, конечно, большие. На этих машинах я деньги не зарабатываю, скорее наоборот, всё полученое на пошиве чехлов и реставрации салонов современных автомобилей уходит на зарплату рабочим и восстановление музейных экспонатов.
А тут ещё из налоговой получил письмо, в котором меня обвиняют в сокрытии каких-то непонятных доходов, - рассказывает Юречко. - Хорошо, что ещё олигархом не обозвали! Приехали бы хоть раз и посмотрели, что я не "Мерседесы" и "Лексусы" реставрирую, а гордость отечественного автопрома. И ведь не для себя же стараюсь. Человек не вечен, а город может века простоять. Неужели хабаровчане не заслуживают своего настоящего большого автомобильного музея? - в сердцах задаётся вопросом Юречко.
Кстати, редакция "Автоклуба", как и Андрей Николаевич, неоднократно поднимала этот вопрос. Дескать, вот они, есть люди, увлечённые историей, сами без поддержки восстанавливают из праха технику, редчайшую по российским и даже мировым меркам. Не пора ли открыть полновесный и широкоформатный музей, автолавку древностей, если хотите?
Второе рождение
Заметим, что в среде реставраторов, да и просто горожан, неравнодушных к прошлому Хабаровска, Андрей Юречко пользуется заслуженым уважением. Некоторые коллеги даже считают его лучшим. Но за славой этот автоисторик не гонится. Многие предприимчивые сограждане периодически наведываются к нему, дабы уговорить продать какой либо раритет, порой за довольно кругленькую сумму. Ни на одно из таких предложений Андрей Николаевич не соглашается.
- Это не просто куски железа, а часть истории города и страны, разе такое продаётся? - говорит Юречко.
Опять я подхожу к уникальной находке Андрея Николаевича. Вот он, знаменитый ГАЗ-М-415. До сих пор твёрдо стоит на колёсах, как и положено настоящей рабочей "лошадке".
Пройдёт немного времени, и, получив второе рождение, красавец пикап поедет по улицам Хабаровска, ловя восторженые взгляды прохожих. И ещё одна частичка нашей с вами истории будет спасена.
Алексей Карлин. "Хабаровский Экспресс" 11-18 февраля 2009 год.